"Культура - Сердцевидение Духа"
«По завету Платона музыкальность следует понимать не в узком понятии музыки, но как приобщение ко всем гармоническим искусствам. В музыке, в пении, в поэзии, в живописи, в ваянии, в строительстве, в фонетике и, наконец, во всех проявлениях звучания выражена музыкальность. <…> Совершенство мысли является выражением прекрасной музыкальности. Высший ритм и будет лучшей профилактикой. Он будет и чистым мостом с Высшими Мирами» (Надземное, §42).
Творчество всех членов семьи Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерих – это и есть проявление музыкальности в самом широком смысле этого слова. Вся семья Рерих – пример гармоничного сочетания разных дарований и сфер творческой и общественной деятельности. Все они очень тесно и непосредственно были связаны с музыкой и были музыкальными людьми.
Елена Ивановна была прекрасной пианисткой, училась у профессора Боровки, в Петербурге. Известен случай, когда она не успела подготовиться к экзамену, нужно было разучить произведение И.С.Баха. Экзамен был назначен на следующий день. Проиграв вечером произведение, она успешно сдала экзамен. Этот случай говорит о ее феноменальных музыкальных способностях. Елена Ивановна была в родстве с М.П.Мусоргским, поэтому в их доме всегда звучала музыка великого композитора.
«Музыка откроет творчество ваше, напитает сердце ваше и сделает доступным то, что без гармонии звука, может быть, навсегда осталось бы во сне», — писал Николай Рерих в статье «Музыка сфер». Н.К. Рерих создал около 300 эскизов и рисунков к шести операм. В 1913 году был поставлен «Пер Гюнт» Э.Грига в Московском Художественном театре, «Весна Священная» И.Стравинского в Париже. Сохранились многие эскизы, которые ныне разбросаны по всему миру. Вся семья часто посещала концерты, где дети приобщались к отечественной и зарубежной музыке. Николай Константинович вспоминает: «Одна из первых радостей была в музыке. Приходил к нам старенький настройщик. Приводила его внучка. После настройки рояля он всегда что-нибудь играл. Слепой настройщик, должно быть, был отличным музыкантом, и игра его запомнилась».
В.А.Шибаев в своих письмах и приложениях к ним, точно и образно воспроизводит домашнюю обстановку Рерихов в Кулу: «Каждый вечер после ужина в большом центральном зале собирались Елена Ивановна, Николай Константинович, Юрий Николаевич и Святослав Николаевич, когда они не бывали в отъездах. Здесь беседовали, обсуждали планы предстоящей работы или в тишине слушали музыку. Елена Ивановна и Николай Константинович выбирали программу, а я заводил патефон и ставил пластинки, примерно три-четыре вещи в вечер. Репертуар был, может быть, и не столь обширным, но разнообразным и отличным. Вечерние часы, проведенные в тишине и полумраке слабоосвещенной комнаты ежедневно с 1929 по 1939 гг., остались в моей памяти какими-то несказанно возвышенными. Я всегда с трепетом ожидал наступления вечера, задушевных бесед, обычно на философские темы, глубоких раздумий под звуки музыки».
«В семье Рерихов наиболее любимыми были музыкальные произведения: Тетралогия Вагнера “Кольцо Нибелунгов” (“Золото Рейна”, “Валькирия”, “Зигфрид”, “Гибель богов”). Елена Ивановна любила Вагнера, особенно “Полет Валькирий”. Не менее часто ставился А.Н. Скрябин – “Поэма Экстаза”, “Прометей”, “Поэма Огня”. Любили “Жар-птицу”, “Весну священную” и “Петрушку” Стравинского. Очень ценили “Садко” (песни индийского и венецианского гостя), “Золотого петушка” Римского-Корсакова, равно как и “Любовь к трем апельсинам” С. Прокофьева. Не уставали слушать Э. Грига (“Пер Гюнт”), М. Равеля (“Болеро”), К. Дебюсси (“Послеполуденный отдых фавна”). Елена Ивановна часто просила ставить “Неоконченную симфонию” Ф. Шуберта. Все очень любили Мусоргского и часто проигрывали “Бориса Годунова” и “Ночь на Лысой горе”. Из Баха — “Бранденбургский концерт”, из Листа – его Венгерские рапсодии, из Бетховена – Сонаты.
В тиши Гималайских гор по вечерам не было никаких отвлечений и занятий, поэтому музыку слушали ежедневно без пропусков, и даже когда Николай Константинович с сыновями уезжали в экспедиции, концерты слушала одна Елена Ивановна».
(из материалов журнала «Культура и время»)
Все права защищены © 2010-2022
При копировании материала не забудьте сделать ссылку на сайт Новаявселенскаяжизнь.рфЗапрещено брать материалдля рекламы или продажи.