Что означает формула «Ударившему тебя по правой щеке подставь левую»? Искаженное понимание Заповеди Христа. Как отвечать на оскорбление, агрессию? Живая Этика о «Непротивлении Злу».

Что означает формула «Ударившему тебя по правой щеке подставь левую»? Искаженное понимание Заповеди Христа. Как отвечать на оскорбление, агрессию? Живая Этика о «Непротивлении Злу».

Живая Этика. Мир Огненный. 530. Правильно поручать сотрудникам собирать из книг Учения отдельные задания. Тем исполнят две задачи – прочтут книги внимательнее и подумают, что принадлежат к одному заданию. Учение «Живой Этики» нужно в разных слоях людей. Можно соединить простые положения и затем перейти к требующим предварительного знания. С каждым днем люди нуждаются в большей устремленности в понимании духовной жизни. Смущение Мира требует новых путей.

***

Грани Агни Йоги. 1962 г. 364. «И если тебя ударили по левой щеке, подставь свою правую», – сколько ярого непонимания, глумления и невежества было уявлено относительно этого Завета. Многие даже вывели из него столь любезную некоторым теорию непротивления, между тем как этот Завет имел в виду самую решительную и трудную борьбу и победу. Петухи начинают драться, если один задевает другого. Собаки бешено бросаются друг на друга, если которая-либо из них задирает. От каждого удара кулаком человек приходит в бешенство и бросается на своего обидчика. Ярые вспышки астрала уявляются во взаимных взрывах и, не сдерживаемые волей, превращают людей в зверей, уже совершенно не владеющих собою, как не владеют собой дерущиеся собаки или волки. В этом уявляется астрально-животная природа человека. Но если, получив удар, ярость астрала сдержать и ее обуздать, если силы в себе найти даже для повторного получения удара и новой победы над собою и безумием своеволия астрала, то эта борьба с собою и эта победа над астралом своим явит собою пример необычного преодоления своей собственной природы и обуздания астрального начала в себе. Не непротивление это, но, наоборот, ярое сопротивление, борьба и победа над животным и зверем в себе, над астралом, который безраздельно властвует над волею обычного человека. В своей литературе имеете яркий пример подобной борьбы и победы. Когда Шатов ударил по щеке Ставрогина, и последний, вместо того, чтобы одним ударом сокрушить своего супротивника, отвел руки назад и остался так стоять, пока не покорил в себе зверя, автор, воистину, показал пример победы воли и преодоление ею бешеной вспышки астрала* (Ф.М. Достоевский. «Бесы»).
Внешняя видимость непротивления вызывается ярым противлением и борьбою со своей низшей природой, когда внешние условия понуждают ее проявляться особенно сильно. Явление касалось самого человека, его личности и процессов, происходящих внутри. Только сильным под силу этот завет непротивления злому, идущему со стороны, только под силу тому, кто может себя победить и заставить умолкнуть астрал, когда животная ярость и бешенство готовы залить злобой ответной все сознание человека. Завет непротивления надо понимать мудро. Он только сильным под силу. Не может Учитель Света быть согбенным непротивленцем и не противиться злу. Он не пошевельнет пальцем для защиты лично Себя, если так надо. Но тех, кто осквернял Храм Господен, Он выгнал из Храма бичом. Это было активным противодействием злу. И Он же Сказал, когда все зло мира устремилось на Него: «Вот идет Князь Мира сего и не имеет во Мне ничего», и Себя не защитил внешне, хотя бы и мог, но Светом внутри восстал против тьмы и ее победил. Надо понимать и различать противодействие внутреннее и внешнее.

Картина <…Воин…> из книги «Живые мысли». В. Никитин.

Грани Агни Йоги. 1958г. 484. Как же быть с теми, с идущими против? Когда Говорил: «Подставь и другую щеку для удара», не поняли люди. Ломящийся в незакрытые ворота, их не встретив сопротивления, открывает и падает на землю. Так надо дать стреле пролететь и удару – обрушиться в пустое место. Когда стрела пущена, безопасен лук, и когда разряжена сила, бессилен ее разрядивший. Если самая ярая нападка не встретит видимого, внешнего, сопротивления, она тут же и исчерпает себя, и бессильным и жалким становится нападающий или обидчик. Молчание и неответность порою лучшая защита и оружие. Но и молчание бывает разное. Молчание мощи, молчание собранной, осознающей себя силы – так Утвердим. Можно защищаться и молча. Удар молчания мощен. Ведь говорилось о горячих угольях на голове обидчика. Но не поняли люди и вывели из слов Моих собственную доктрину непротивления. Разве можно не противиться тьме или подставлять ей для попрания душу? Противьтесь, противьтесь и защищайтесь всегда. Внешнее непротивление совсем не означает внутренней беззащитности или инертности. Воин духа не машет руками, но смертелен удар. Смертный глаз йога и оружие Света воину духа даются не для непротивления. Об этом помыслим.

Грани Агни Йоги. 1971 г. 484. Воздаяние добром за зло и подставление другой щеки под удар имеют в виду умение или способность человека настолько владеть своими чувствами, точнее, астралом, что никакие произвольно-рефлекторные действия с его стороны не допускаются, какими бы вызывающими они ни были. Сперва обуздывается естественная вспышка астрала на незаслуженную обиду, несправедливость или оскорбление и потом уже дозволяет себе человек действовать или реагировать на них, но уже под суровым контролем воли. При этом реакция должна быть светоносной.

Грани Агни Йоги. 1971 г. 483. (М. А. Й.). На доброе отношение не так уж трудно ответить добром, но на недоброе Светом – уже много труднее. Обычно люди реагируют на хорошее и плохое отношение в унисон или в созвучии с характером этого отношения. Но тьму уничтожать можно только Светом. И, посылая светлые вместо получаемых от людей темных излучений, усиливаем явление Света пространственно. Всякие недоброжелательные чувства губительны для носителя их. Потому чувств таких не допускайте, как бы ни старались люди отравить, досадить, унизить или обидеть вас. Нельзя становиться с ними на одну ступень. Надо стоять выше чувств малых, земных, преходящих и пытаться все покрывать куполом Света.

Картина <…Агнец Победоносец…>. Художник-космист В. Никитин.

Грани Агни Йоги. 1969 г. 197. Не столь важно, как относятся к нам люди, доброжелательно или нет, даже если это друзья, но важно чрезвычайно, как относимся мы сами, ибо наше отношение, наши добрые или недобрые чувства остаются при нас и определяют подробности нашего будущего. К сожалению, бросание камушков по «братским огородам» все еще имеет место, но если этим занимаемся мы сами, то оправдания тому нет. И, когда такой камушек залетает в наш огород и, ударив, причиняет боль, очень важно, как реагировать на такую несправедливость. Тем же и так же ответить нельзя, надо сохранить дружелюбие. Но даже и при дружелюбии аура может оказать законное противодействие и тем защититься от несправедливости. Если же обвинение или критика справедливы, из них можно извлечь полезный урок и исправить ошибку или ту или другую нежелательную черту характера и недостаток. Потому такие явления могут послужить даже на пользу при правильном к ним отношении. Друг допустил ошибку по отношению к вам. Не на вас, но на нем кармически будут лежать ее следствия. Вы же, не нарушая доброжелательства, можете на нее указать, чтобы друг понял и чтобы освободить друга от нежелательных последствий ошибки. Только недобрых чувств не следует допускать.

Грани Агни Йоги. 1972 г. 045. Знание человеческой природы, при молчании астрала, – великое достижение. Когда Указывалось, получив удар в одну щеку, подставить другую, имелось в виду именно это обстоятельство – молчание астрала, то есть такая степень власти над ним, что никакое оскорбление, ничто, порожденное злобой людскою, не могло уже вызвать неистовство астрала и вывести его из равновесия. Именно внутренне, астрально не реагировать на темные воздействия со стороны предписывается ученику. И тогда только имеет он право поднять огненный меч или послать стрелу, но уже не себя защищая и самость свою. Но Завет о непротивлении злу люди поняли буквально, исказив его сущность. Нет, беззащитных овечек Мы не Являем. Не являйте и вы, и имеете право не являть, если овладели своей астральной оболочкой и если на волну злобы людской можете ответить непоколебимым равновесием и спокойствием, ею не заражаясь. Помните: никто и ничто не устоит против равновесия. Равновесие – великая сила.

Картина <…VII ступень…> из книги «Живые мысли». В. Никитин.

Грани Агни Йоги. 1972 г. 046. (М. А. Й.) Много недоброжелательства, злобы, осуждения и выдумок всяких имеете от супротивников ваших. Не удивляйтесь – они, может, и бессознательно, но уже на темном служении. Не отвечайте на действия их в том же ключе темных чувств или злобы, но, равновесие духа храня, лучше их пожалейте, ибо печальна их участь. Не на вас ополчаются, но на Стоящих за вами. Против Света идут, осуждая сами себя тьме. Незавидна судьба их. Видите, какие страшные кармические удары получают, не от вас, но как следствие противодействия Свету. Вам наносящие вред и удары и Владыке наносят, ибо Его Луч – с вами. Не легче от этого вам, не нужны вам их страдания, но Закон Кармы – поверх вашей воли. Но зла им не желайте. Недаром Указывалось молиться за врагов. Это лучший способ психически защититься от них и сделать себя неуязвимым. Если трудно молиться, хотя бы пожалеть надо их.

Грани Агни Йоги. 1957г. 424. Утверждаю ненужность астральных эмоций перед лицом жизни. Утверждаю господство воли над ними. Утверждаю, что можно прожить и преуспеть явно, не погружаясь в пережитки астрального проводника. Действие, лишенное астрального начала,
будет бесстрастным. Это есть основание спокойствия и равновесия. Потеряв кошелек, можно отнестись к этому совершенно бесстрастно, не допустив движения в астрале. Так же можно ответить и на обиду. Действия совершаются как обычно, только изъяты из них эмоции низшего проводника. Наказывая преступников, Акбар не имел при этом никаких личных эмоций. По-видимости два действия могут быть совершенно одинаковыми – в одном принимает участие астрал, из другого он выключен совершенно. Надо учиться хотя бы частично совершать действия, выключая астрал. Конечно, это необычно. И сама эта необычность столь редка в людях, что возбуждает в них какой-то непонятный страх, когда они чувствуют в другом человеке отсутствие астрального начала в проявлении. Это и понятно, ибо равновесие – страшная сила. Не может ее быть, если астрал не обуздан. Утверждая спокойствие и бесстрастие, силу свою утверждает тогда человек.
Полагают, что при крике, суете и несдержанности проявляются энергии духа и силы его, но это неверно, в них проявляется лишь слабость. Сила обычно спокойна, а сила сдержанная сильна необычайно. Рано или поздно, так или иначе, но сдержанность, спокойствие и равновесие придется явить, ибо это формы уявления растущих огней духа. Лишь сдержанное действие может быть огненным, ибо несдерживаемое быстро исчерпывает себя и делает человека пустой шелухою. Много решимости надо, чтобы астрал обуздать, ибо проявляет он себя без удержу на протяжении слишком уж долгого времени. Без ярой борьбы и сопротивления не подчинится, ибо враг духу. Формулу «Ударившему тебя по правой щеке подставь левую» надо понимать астрально, то есть по отношению к астральному проводнику, которому не дается возможность отвечать или реагировать яро на внешнее воздействие, могущее вызвать его особую ярость, и именно в данном случае на обиду и оскорбление.

Картина <…АУМ…> из книги «Свет в тебе». В. Никитин.

Грани Агни Йоги. 1957г. 480. Слово есть носитель энергии. Выпущенное слово – как снаряд, заряженный взрывчатыми веществами, готовый произвести действие. Точнее снаряда летит оно к цели и поражает самую середину. Слово и мысль – неотделимы. Слово есть носитель мысли, носитель чувства. Слово – носитель огня. Даже обычный человек может опустошить себя неумеренным словоизвержением, ибо каждый вкладывает в слова тот или иной вид своих энергий. Иногда человек настолько переполнен этими энергиями, что яро стремится он излить их в словах. Обычно человек исходит словами при переполнении сознания чувствами или эмоциями яро личного характера. Вспышка эмоций требует выхода наружу в словах. Если их сурово сдержать, произойдет резкое накопление сил, что позволит позднее израсходовать их разумно, сдержанно и осмотрительно, то есть под контролем воли, а не безудержно, как это непременно произошло бы, если бы воля не вмешалась. Каждое удержанное волею слово в момент нагнетения энергий сердечных, то есть волнений, эмоций, беспокойств, досады, раздражения и всех прочих чувств, будет аккумулятором огненной силы. Слово произнесенное – всегда разрядитель энергии, слово удержанное – накопитель.
Нанесший удар словом ожидает ответа, чтобы снова ударить, но ответа нет, вместо ответа – молчание – непонятное, необъяснимое, необычное, неожидаемое. Обычное сознание такого шока не выдерживает и расписывается в своей несостоятельности, то есть яро и болезненно чует свое поражение. И получивший же удар силу свою умножает. Потому Говорю: «Не противьтесь злому, то есть астрально не реагируйте на воздействия со стороны». Нанесшему вам психический удар подставьте другую щеку, не отвечая на первый, и посмотрите, как будет корчиться в припадке растерянности и бессилия злобное сознание, ударившись о броню равновесия духа. Злобных надо учить, но не так, как люди учат обычно. И не только злобных, но и всех, чей разнуздан астрал. Промолчать надо умеючи. Пень тоже безмолвствует, но сильнее от этого не становится. Нужно напряженное, сосредоточенное молчание и сдержанность силы, себя сознающей. Потому лишнего не говорите, а также и ненужного. Лучше молчать, чем бессмысленно себя опустошать словами. Сознательная сдержанность не только в словах, но и во всем: во всех действиях, жестах и движениях – будет накопителем силы. Ценность молчания и сдержанности следует осознать.

Картина <…Ура! Победа!…> из книги «Свет в тебе». В. Никитин.

Грани Агни Йоги. 1953г. 59. «А Я вам Говорю: не противьтесь злому и ударившему тебя по правой щеке подставь левую». И эти слова Мои также не поняли люди, ибо нелегко примирить в сознании пары противоположностей. Синтез понимания утрачен. В жизни ученика наступает момент, когда растущая мощь духа испытывается на том, что удары, извне наносимые по обуздываемым оболочкам, должны остаться без ответа. В защиту низшего «я» рука не должна быть поднята, ибо малое «я» убирается с арены жизни. И низшая беснующаяся оболочка, восстающая всем существом своим против явной и горькой несправедливости, приводится к молчанию волею духа.
Как обуздать три низших? Как смирить ярость астрала? Как подчинить низшее, животное, себя утверждающее «я»? Сколько духовной силы требуется, чтобы волну земного явления, потрясающую яро все три, встретить в спокойствии бесстрастия утвержденной власти над вибрациями и колебаниями низшей материи астрального, физического и ментального тел. По старой тысячелетней лунной привычке зверь внутри готов зарычать и, оскалив зубы, броситься на обидчика и растерзать его, утолив свою ярость. Но серебряная узда духа уже сверкает на всех чувствах ученика. Момент могучего духовного напряжения всех сил, момент борьбы, и — обузданные, подчинившиеся оболочки приведены к молчанию, и победное царственное спокойствие духа, высшего «Я» утверждаемого, являет свою мощь. И князь мира сего, нанёсший удар через слугу своего, вольного или невольного, не имеет уже ничего в сознании победителя. А он, себя победивший, принявший волну тьмы в щит своего духа и нейтрализовавший и потушивший её, рычаг явления берет в свои руки, и уже он, победитель, но не нанесший удар, поступает как хочет, ибо победивший себя есть победитель и властелин явления, которое он победил в духе.
Но люди предпочли принять Слово Мое буквально, и сделать из себя ничтожество, и превратиться в согбенных непротивленцев. О победе духа, об утверждении мощи, о власти над низшим Говорил Владыка. И люди исказили и это, как искажают всё, данное Учителем. Завет, силу духа утверждающий, низвели к явлению, порождающему ничтожество духа. Ведь любители буквального толкования могут пойти дальше и начать утверждать, что Учитель Призывал к ненависти и Указывал «возненавидеть» близких своих. Духом и в духе надо понимать творящее слово Владыки. Непобедим Свет, и тьма ему ничего противопоставить не может. Но прежде чем меч Света может быть поднят, низшие оболочки духа, носители мрака, должны быть обузданы, приведены к молчанию и очищены огнем духа носителя огненного меча. Потому Говорю: «Не противьтесь злому всяко, но в духе и духом».

Картина <…Утро в Труде…> из книги «Живые мысли». В. Никитин.

Письма Е.И. Рерих. 7т. Е.И.Рерих – З.Г.Фосдик и Д.Фосдику
8 ноября 1945 г.

Многими веками цементируется пространство великими истинами, но насущность таковых до сих пор остается не усвоенной. Человечество в массе своей все еще стоит на таком низком уровне сознания, что добро и эволюция могут утверждаться лишь «тактикой адверза». Нужны величайшие потрясения, катастрофы, преступления и кровавые жертвы, чтобы добро стало, наконец, таким же упорным и воинствующим, как и зло. Добро из-за утраты в нем деятельного противодействующего начала стало бездарным почти во всех своих проявлениях. Конечно, добро не может призывать к насилию, но оно обязано защищаться, оно должно уметь бороться и противостоять злу, иначе зло затопит мир. Вся Природа является ареной борьбы, без которой нет жизни, но лишь разрушение. Неучислимый вред принесли проповеди о «Непротивлении Злу», и самое страшное – это что малые затуманенные сознания пытались и пытаются вложить эту формулу в уста Того, Чья вся Жизнь и Учение были проникнуты самым великим противодействием злу. Так, речение о подставлении левой щеки, если ударят в правую, осталось непонятым и искаженным. Ведь если понять это речение буквально, то получится бессмыслица, но все Учения всегда имели в виду основу духовную, потому и в этом речении предпосылалось удержание равновесия духовного. Если мы получаем удар судьбы с одной стороны, мы должны найти в себе мужество быть готовым принять его и с другой, именно, не пасть духом и удержаться на пути продвижения.

Письма Е.И. Рерих. 2т. Е.И.Рерих – А.И.Клизовскому
26 мая 1934 г.

Христос говорил: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб, а Я говорю вам: не противься злому, но кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую…»
Представим себе положение, в котором очутился бы Моисей, если бы он не стал противиться злому и предоставил бы худшему и грубейшему элементу растлить и уничтожить всех лучших, могущих воспринять основы нравственности и порядка. Что стало бы с его заданием? На его обязанности Вождя и земного Законодателя лежала защита и ограждение вверившегося ему народа и нарождающегося порядка, и потому противление злу должно было быть положено в основание строительства. Во всех Учениях древности мы видим утверждение действенного противления злу. Так и известный мудрец Китая, законодатель Конфуций говорил: «За добро – добро, а за зло по справедливости».
В Космосе существует извечная борьба проявленного с непроявленным хаосом. Борьба Сил Света с силами Тьмы. Да и сам Христос действенно восставал против зла, если верить Евангелию. Вспомним изгнание Им торгашей из храма и все Его суровые обличения фарисеев и книжников. Будем ли мы упрекать Его в противоречии самому себе? Если прочесть опять-таки без предубеждения слова, приписываемые Христу, то мы увидим Учение, суровое в милосердии своем. Потому слова «не противься злому, но кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую…» я рассматриваю с точки зрения закона кармы. Если сам по себе закон кармы непреложен (именно око за око и зуб за зуб), то сами мы не должны брать на себя выполнение этого закона, ибо иначе мы не выйдем из заколдованного круга кармы. Мы должны именно «прощать нашим врагам…», ибо кто из нас может знать, что удар, полученный им, не есть заслуженный обратный удар кармы? И возвращая этот удар с местью в сердце, мы тем самым не исчерпываем карму, но продолжаем ее и даже усиливаем ее в тяжком направлении для нас. Кроме того, прощая врагам, мы не будем увеличивать количество зла в пространстве и сами сделаем себя непроницаемыми для многих ударов. В том же духе нужно понять и слова «любите врагов ваших» и т.д.
Но противиться злу мы должны, если не хотим, чтобы нас затопила волна зла. Есть много способов противиться злу, и прежде всего силами духа, и, конечно, отпор врагу, нанесенный без злобы в сердце, оккультно во сто крат мощнее. Все эти утверждения Христа свидетельствуют, что Он был Посвященным и знал силу обратного удара. Христос пришел не нарушить закон, но исполнить.

Картина <…Спасс Вселенных…> из книги «Свет в тебе». В. Никитин.

Письма Е.И. Рерих. 6т. Е.И.Рерих – А.И.Клизовскому
23 апреля 1938 г.

Также и формула Христа – «Поднявший меч от меча да погибнет» не означает непременно убийство физическое, но имеет в виду всякое нанесение ущерба ближнему. Никто из Великих Учителей не останавливался перед поднятием меча духа и даже физического действия в защиту справедливости. Не благословил ли Преподобный Сергий князя Дмитрия против татар и не посылал ли он на помощь ему своих иноков? Почему князь Александр Невский назван Святым?
Принято изображать Христа каким-то всепрощающим непротивленцем, но такое представление, прежде всего, кощунственно. Не сам ли Христос говорил: «Не мир пришел Я принести, но меч» (от Луки, 12, 51)? Также и исторические слова о битье в левую и правую щеку породили много заблуждений. Действительно, если сказанное принять телесно, то получится бессмыслие. Но Завет был дан в духовном смысле, именно, при равновесии внутреннем не могут вредить попытки зла. Великий Учитель принимал человеческое достоинство и знал, что никто и ничто не может поколебать дух человеческий. У Нас признают за особое достижение, когда и в удаче, и в неудаче человек неуклонно стремится к избранной цели. Так, всякое непротивление в духовном понимании Учений осуждается.
Также не будем ли мы обвинять тех министров и военачальников, которые, имея по соседству сильного захватчика, начнут срывать свои пограничные укрепления и не озаботятся вовремя о боевой мощи своей страны? Не назовем ли мы их предателями? Где тот здоровый народ, который, стремясь к росту и развитию своей страны, захотел бы представить собою зрелище покорных овечек? Там, где дух героизма отлетел, там нельзя ждать расцвета.

***

Грани Агни Йоги. 1971 г. 162. (М. А. Й.). Любовь к Избранному Облику можно настолько усилить, что в ее пламени перегорит без остатка все, что подлежит изживанию. И то, на что требуется для изжития ряд непомерных усилий, в пламени этого чувства сгорает легко на огнях сердца. Потому и называется любовь победительницей огненной. Магия отменена. Чувство любви ей незнакомо. Потому омертвели ее формулы и изменилась окраска. Ни Христос, ни Преподобный Сергий магами не были. И как же дух можно ставить в зависимость от формул застывших, когда победно творит живой огонь сердца? Когда Спаситель Говорил о любви, Он имел в виду мощный, всепобеждающий огонь сердца, ибо любовь есть Огонь. По сравнению с нею все прочие огни являются как бы подчиненными. Если хотите победно идти по Пути, всё побеждайте любовью. Не забудьте, что это – магнит, сила которого непреодолима, ибо не знает ограничений ни жизнью, ни смертью, ни временем, ни пространством, ни прошлым, ни настоящим, ни будущим. Владыка Сказал: «Любите Меня – и удвоите силу».

***

Формула «Да будет Свет!»

Формула «Глаз Добрый».

Формула «Один в поле Воин».

Формула «Чем хуже, тем лучше».

Формула «Да будет Воля Твоя».

Формула «И через это надо пройти».

Формула «Да будет так!», «Я Сказал!»

Формула «Радость есть особая Мудрость».

Формула «Душу свою потерявший ее обретет».

Формула «Не Я, но Отец, пребывающий во Мне, Он Творит».

Формула «Что свяжете на Земле, будет связано на Небесах».

 

Предлагаем полезные статьи:

Жизниформулы из Книг АгниУчения. Подборка.

Жизнь после смерти. Мир земной и Небесный. Агни Йога.

Культура молитвы. Что представлять во время молитвы?

О Тактике Адверза в книгах Агни Йоги.

Глобальные перемены в жизни. Стихопритчи.

Стихопритчи (стихи) о переустройстве Мира, планеты.

Причины аномальной погоды в России и мире.

Какие перемены ждут людей в Будущем?

Как жить во время эпидемии, чтобы сохранить здоровье?

Двухполюсность — в книгах Живая Этика и Грани Агни Йоги.

 

ИНТЕРЕСНЫЕ САЙТЫ ЗНАНИЙ

Весть Белому Свету Книги Миропонимания vv-nikitin.ru Новости Вселенной УшуИЦигун.рф site7s
?

Все права защищены © 2010-2022

При копировании
материала не забудьте
сделать ссылку на сайт
 Новаявселенскаяжизнь.рф

Запрещено брать материал
для рекламы или продажи.